Новый Художественный театр Управление культуры Администрации города Челябинска
НХТ +7 (351) 775-44-50
17 декабря 2016 года

"Главное – ...не закрываться в собственной «ракушке".

В любом деле главное – не стоять на месте, не закрываться в собственной «ракушке». Только познание чего-то нового ведет к развитию. Очень важно знакомиться с необычным, интересным, талантливо сделанным.
   В плане расширения границ познания для театрального сообщества на сегодняшний день, пожалуй, Новый Художественный театр под руководством Евгения Гельфонда самый прогрессивный среди челябинских театров.
   На фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА», организованном НХТ, челябинский зритель может увидеть постановки не только российских театров и театров ближнего зарубежья, но и европейских.
   И вот в рамках данного фестиваля 6-7 декабря состоялся I Международный театральный форум «Встреча континентов».
Программа форума была насыщенной, за два дня окунуться в атмосферу мирового театра выпала возможность всем: актерам, режиссерам, театроведам, критикам и даже обычным зрителям. Любой желающий мог зарегистрироваться для участия в форуме, семинары и мастер-классы были бесплатными.


   Каждый мог послушать и задать вопросы выдающемуся режиссеру Роберту Стуруа (Грузия, г.Тбилиси), ставящему спектакли по всему миру. Роберт Робертович очень интересный человек с потрясающим чувством юмора. Иронично относящийся как к самому себе, другим, так и к жизни в целом. Поставивший очень много спектаклей по У.Шекспиру, Роберт Робертович на их примере рассказал, как, оставаясь в рамках основной идеи классического произведения, вносить что-то свое новое, интересное, актуальное. Показал, как можно реализовывать свои режиссерские задумки, не искажая смысла, не опровергая сказанное автором.
   Для актеров на форуме работала секция, на которой был организован мастер-класс актера Давита Уплисашвили (школа Роберта Стуруа).
   Для критиков, театроведов и журналистов также работала секция. Прошли два семинара в форме круглого стола: Нины Мазур (ФРГ, Ганновер) «Европейский театр сегодня: реалии и перспективы» и Капитолины Кокшенёвой (Россия, Москва) «Актер и режиссер в современном театре: герменевтический круг». Наряду с творческим мастер-классом Роберта Стуруа я посетила оба семинара.
   До форума я знала Нину Зиновьевну Мазур как эксперта фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА», тонко подмечающего нюансы той или иной постановки. Теперь мне представилась возможность узнать Нину Зиновьевну как аналитика театральной обстановки Европы и прекрасного рассказчика. Как она рассказывала о спектаклях –просто не передать словами! И скажет вроде немного, но самую соль!
   По моим щекам катились слезы, когда шел рассказ о спектакле «Топор». Картина повествования была настолько живой, что казалось, будто я слышу музыку спектакля, легкие шаги танцовщицы, шорох ее юбки и вижу глаза ее партнера, наполненные болью утраты.
   А еще я поняла, как важны такие лекции. Ведь, по сути, с учетом разницы менталитета нам сложнее судить о помыслах зарубежных режиссеров, их мотивах, думах, чем российских. А они, оказывается, ой как отличаются во всех смыслах. Так что неподготовленному зрителю совершенно нечего делать в театрах Европы, он просто не поймет и не оценит. Мы другие. Это надо понять, принять и не смотреть европейские постановки, примеряя под свой аршин.
   Семинар Нины Зиновьевны стал для меня первой ступенькой к осознанию того, что если мне выпадет возможность прогуляться по театрам Европы, надо основательно подготовиться.
   Забавно, конечно, было слушать, что режиссера совершенно не заботит то, как зритель воспримет его спектакль, да и сам смысл поставленного его мало заботит. Режиссеру удивительно, что от него хотят услышать, что и для чего он поставил. Как в мультфильме: «Это мне? А за что? – Да просто так!» И вот ты, зритель, уж сам придумай, что там увидел, нашел и оценил.
   Непривычен для российского восприятия театра и тот факт, что, по сути, в европейских театрах, в частности Германии, нет профессионалов в нашем понимании. Т.е. их никто не учит быть актерами, режиссерами, драматургами. Каждый желающий, начиная с подросткового возраста, может возомнить себя драматургом, написать пьесу, принести ее в театр и... ее поставят. А дальше жизнь рассудит: драматург ты или нет. Аналогично с режиссерами и актерами.
   На второй день форума Капитолина Антоновна Кокшенёва рассказывала о постановках современных российских театров, идущих своим не традиционным путем. Лекция была интересной и вызвала много вопросов. Столичные реалии нам ближе заграничных, гости форума – представители челябинских и других российских театров – отчасти с ними знакомы и имеют свою точку зрения. К тому же, состояние театра в своей стране театральную общественность волнует больше, поэтому рассказы об отдельных спектаклях вызвали шквал эмоций. Лично для себя я решила, что одни спектакли определенно надо посмотреть, а вот в некоторые дебри даже лезть не желаю и с постановками отдельных режиссеров знакомиться не хочу.
   В целом информация семинаров оказалась полезной, дала почву для размышлений.
Хочется верить, что форум будет только расширяться и процветать, охватывая всё большие географические и временные горизонты. И все мы узнаем много нового и интересного, познакомимся с талантливыми людьми, обретем новых друзей.
   А челябинские театры поймут значимость данного форума для себя и своего развития, ведь даже первый форум собрал гостей со всей страны.

Надежда Талбаева

Новости Театральный вестник
Челябинск, проспект Ленина, 19