Новый Художественный театр Управление культуры Администрации города Челябинска
НХТ +7 (351) 775-44-50
27 мая 2019 года

Вторая «Мелиховская весна» НХТ

UaglI2lII58

В прошедшие выходные часть коллектива Нового Художественного театра, занятая в спектакле «Скрипка Ротшильда», вернулась в Челябинск в замечательном солнечном, по-настоящему весеннем настроении, побывав на XX Международном театральном фестивале «Мелиховская весна» - 2019.

Это уже вторая «Мелиховская весна» для НХТ. В позапрошлом мае театр возил на знаменитый чеховский фестиваль спектакль «Любите меня. Диагноз» о жизни и любви А. П. Чехова и актрисы О. Книппер. Спектакль был поставлен Игорем Бармасовым по идее актёра НХТ Александра Балицкого, сыгравшего в нём и главную роль. Театр заметили. И вот спустя два года на ответственный юбилейный фестиваль НХТ уже был специально приглашён с новой чеховской работой.

Спектакль «Скрипка Ротшильда» также был создан по оригинальной идее А. Балицкого и тоже поставлен И. Бармасовым с целым небольшим оркестром, состоящим из артистов НХТ (А. Балицкий, Константин Талан, Павел Мохнаткин, Виктория Элис, Татьяна Каравайцева) и профессионального музыканта (уже давно члена труппы НХТ) – Артура Расина.

Юбилейный фестиваль представил зрителям  большую и серьёзную программу. НХТ оказался в компании театров из  Москвы, Санкт-Петербурга, Липецка, Донецка, Волгограда, Рязани, Кинешмы, Воронежской и Московской областей, Республики Татарстан, Нью-Йорка (США), Вены (Австрия), Темиртау (Казахстан).

Надо сказать, что, как в своё время и спектакль «Любите меня. Диагноз», «Скрипка Ротшильда» сначала опробовала свои силы на Фестивале индивидуальных актёрских работ им. В. И. Милосердова, получив диплом за лучший спектакль фестиваля в 2018 году.  Поэтому артисты имели за плечами достаточный багаж и зрительских отзывов, и отзывов профессиональных критиков.

Играли «Скрипку Ротшильда» в Мелихово на уже знакомом нашим артистам «Театральном дворе» – в чудесном деревянном тёплом и живом театрике, построенном прямо на территории Музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово». Спектакль органично вписался в это сценическое пространство, что отметили члены экспертного совета во время обсуждения спектакля.

Фестиваль «Мелиховская весна» не наградной. Потому так важно для артистов услышать мнение публики и профессиональный разбор членов экспертного совета.

    Экспертами, обсуждавшими спектакль НХТ в этом году были: театральный критик Этери Кекелидзе (Эстония); уже хорошо известные челябинцам по фестивалям «Сцена» и «CHELоВЕК ТЕАТРА» крупнейшие критики из Москвы Нина Шалимова и Марина Тимашева; художественный руководитель театра «Мелиховская студия» Юрий Голышев; режиссёр и театральный педагог из Австралии, почетный бакалавр и директор знаменитого Национального института драматического искусства в Сиднее  (кстати, учитель таких прославленных звёзд как Мел Гибсон, Кейт Бланшетт и Джефри Раш) – Обри Меллор.

    Ю. Голышев отметил, что в спектакле «Скрипка Ротшильда» замечательная расстановка актёрских сил, что А. Балицкий в своём Якове Бронзе прекрасно играет даже не столько тип, сколько архетип «незамысловатого» человека, к которому вдруг приходит прозрение.

    Н. Шалимова, специально приехавшая на фестиваль, чтобы увидеть спектакль НХТ, оценила очень точное распределение текста между персонажами, однако обратила внимание на некоторую непростроенность отношений между ними. Также критик  дала подсказку – определить жанр спектакля не как «Мелодия для еврейского оркестра», но как «Мелодия для еврейского оркестрика», тем самым намекнув на «надежды маленький оркестрик», который получился в постановке НХТ. В завершение своего длинного и очень ценного разбора Н. Шалимова сказала, что спектакль «Скрипка Ротшильда» встал для неё в один ряд «в череде тонких и умных спектаклей НХТ» и что она очень рада тому, что «Мелиховская весна» включила его в свою программу.

       Э. Кекелидзе обратила внимание, что впервые увидела в сценической интерпретации этого рассказа Чехова выведение еврейского оркестра в качестве главного героя. Говорила об очень хорошей интонации спектакля, о мастерстве и профессиональной гибкости артистов. Анализируя сцену, когда все персонажи протягивают руки к скрипке, как к огню и «греются» у него, критик сказала: «Скрипка точно не останется сиротой».

      М. Тимашева поэтически описала свои ощущения так: «В этом спектакле есть то, что Чехов называл «томлением духа», когда не знаешь, куда тебе деться, а в финале, прекрасном, сидят два человека, которые друг друга любили, хотя и не знали об этом, и они тёплые и на них наконец-то падает явный, открытый, дневной свет».

    О. Меллор восхитился тем, как драматические артисты играют на музыкальных инструментах, тем, как «идеально спектакль вписался в сцену».  «Всё было сыграно деликатно, тепло и с большой душой». В конце выступления Меллор резюмировал: «Вы интересные актёры – «ощущенческие», честные. Очень приятно чувствовать человека и быть им очарованным!»

    Поездка на замечательный фестиваль «Мелиховская весна» - 2019 была для артистов НХТ ещё одной взятой вершиной. А дальше – работа. И по усовершенствованию и над созданием нового. Работа, которая должна получать живительную «подпитку» такими нужными, профессиональными уроками, какие даёт уже 20 лет прекрасный подмосковный фестиваль, осенённый именем и незримым духовным присутствием Антона Павловича Чехова.  

 

Новости Театральный вестник
Челябинск, проспект Ленина, 19