Сценические опыты НХТ касаются различных тем, идей и сюжетов одного из самых сложных и горьких романов русской литературы. Театр уверен: именно так, в виде отдельных сцен, глав, в виде опытов можно исследовать Достоевского и черпать из его глубин.
Бесов много и «имя им — легион». И политика, и религия, и семья, и любовь, и сам человек как поле сражения между тёмным и светлым началами — являются средой их обитания. Спектакль НХТ — попытка раскрыть некоторые из многочисленных смыслов романа, попытка прямого разговора со зрителем о Достоевском и о России.
Спектакль, с одной стороны, создан для зрителя знающего и любящего Достоевского, с другой — для тех, кто, возможно, только-только вступает в его мир.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ — фарс, памфлет. Лжепророчество в религиозном смысле перерождается в еще более страшную форму — лжепророчество политическое, социальное. «Отцы» — учителя порождают духовно выхолощенных «детей» — учеников. «Кто виноват» — вопрос риторический. Виновато безверие.