Роман Михайлов сейчас один из главных героев сегодняшней культуры. Каждая его новая работа привлекает внимание, будь то фильм про путешествие в Индию или перформанс с танцами на Арбате. Но в первую очередь Михайлов известен, как математик и крайне оригинальный писатель, погружающий читателя в подсознание русского человека, чьи тексты не обделяет вниманием театр. В Москве его ставят ведущие режиссёры: “Сказка про Последнего Ангела” Андрея Могучего, “Сны моего отца 2.0” Егора Перегудова в Театре Маяковского. В Санкт Петербурге обычно Михайлов сам ставит собственные сочинения в БДТ - спектакль “Ничего этого не будет”. В Челябинске же его ставит Новый Художественный Театр - спектакль “Сны моего Отца”. Оно и понятно - самобытного автора, обращающегося в глубины своей страны, должен ставить самобытный театр, который во всех спектаклях выводит на передний план народ во всём его многообразии.
Сцена условно разделена на два уровня: земной, обыденный мир с остановками, на которых обозначены названия рассказов, лёгших в основу( “Рыба”, “Свободный Тибет”, “Золоторёвские ворота”), и мир небесный, обозначенный коморкой Отца, расположенной в верхнем левом, можно сказать “красном” углу. Соединяет из помост, по которому не каждому будет суждено подняться. Все герои на протяжении спектакля будут ходить всё вокруг, да около, погружаясь в бытовые дела. Либо же их вокруг на небольшой повозке будет возить Водитель в исполнении Константина Талана, являющийся Лукавым, пытающимся ввести героев в заблуждение своими речами. Но каждый раз герои его либо не слушают, либо же его отгоняет героиня Евгении Зензиной - Мать главного героя Володи.
Спектакль начинается с того, как молодой афганец Володя в исполнении Андрея Гимильянова после демобилизации решает найти своего отца, и мать отправляет героя к нему, после чего герой поднимается в коморку, где Отец предлагает солдату отдохнуть и выпить чаю. На первый взгляд кажется, что это просто встреча никогда не знавших друг друга родственников. Вот только в одной из последующих сцен мы видим мать Володи, пронзительно тихо плачущую над фотографиями содат из Афганистана, и понимаем - Володя ушёл не с войны, а из жизни, и это его путешествие к отцу - это путь к Отцу Всевышнему. При этом Александр Майер представляет Его на сцене простым, родным всем дедушкой, который даст любому просящему помощь. Прибегает к нему девочка, напуганная Лукавым, он ей даёт рыбу светящуюся, чтобы страха не было. Эта рыба становится путеводным направлением к Небу.
И так действие переходит к первой части - “Рыба”. В ней к главному герою Семёну, помощнику мэра провинциального города 90-х, вдруг начинает посреди ночи в дом приходить рыба. Он пытается рассказать об этом своему начальнику, но тот всё сводит лишь к переутомлению и снам наяву. На деле же эта Рыба абсолютно реальна. Она является Семёну, чтобы увести его в царство Отца, ибо Семён - человек, который посреди суеты задумался серьёзно о братстве и Родине, оказывается близок истинным идеям. Показано это через противопоставление героя Клаудио Сальгадо мэру Алексея Пименова. Пока Семён растеряно ходит в надежде достучаться своей историей, его начальник предпочитает заигрывать со своими женщинами-коллегами, переходя от одной к другой. Кульминацией же этой истории становится вознесение героя, когда он начинает подниматься в каморку Отца, присаживается и начинает рассказывать о том, как над его мыслями о самом сокровенном для человека насмехались. Пока он сидит, Мать омывает ему ноги перед последним путешествием.
Вторая часть спектакля - “Свободный Тибет”. В ней героями становятся трое молодых людей - Вася, Поша и Уля, отправляющихся в то ли реальное, то ли иррациональное путешествие по миру. Они окажутся во Франции, в Америке, в Израиле, в Индии и, наконец, в Тибете, куда они и хотели попасть. Герои в этой истории - современные юродивые. Вася Анатолия Коробейникова - идейный человек, вечный странник с гитарой, который неизменно пытается доказать миру свою правоту. Поша Рустама Гареева - юноша с постоянным поднятым вверх взглядом, которым он смотрит на свою мать, видимую только ему. Уля Татьяны Безрукавой - возлюбленная Поши, девушка, прячущаяся от жизни, не умеющая говорить с людьми, всё время изображающая кого-то, то зайчика, то певицу. Эти юродивые - это молодое, чистое душою поколение, которое увлекается разными идеями, образами иной жизни: красивый Париж, танцующая Индия, грандиозный Нью Йорк. Но все эти места оказываются ложными, ведь всё это оказывается иллюзиями Водителя. Он будет возить макеты городов, чтобы привлекать героев к ним. В Тибете же, финальной точке путешествия, Водитель обнажит личину Лукавого, горы окажутся адом, а сказки о лучшей жизни вдали превратятся в речь жестокого злодея. Но затем явится отец, кошмар закончится, Поша женится на Уле, а Вася отправится дальше в путь. Лучше места, чем родной дом, герои так и не смогли найти, кроме Васи, у которого дома никогда не было.
Всё 1 действие сопровождается живой музыкой в исполнении оркестра, расположенного прямо на сцене. Он вступает в действие активно лишь в те сцены, когда главные герои будут особенно явно прикасаться к небесному миру: в моменты, когда девочка будет являться к Семёну с рыбой Отца. Или же в моменты, когда молодые ребята будут отказываться отказываться от образов иного мира ради единственного истинного образа для них - образа любви. В этот момент начинает звучать песня “Танец” Виктора Цоя, слова которого друг с другом проговаривают Уля и Поша, тем самым признаваясь друг другу в любви. Музыка здесь - это отражение светлого, правдивого, небесного.
Третья история, “Золоторёвские болота”, становится ключевой историей. В ней действие происходит уже между миром живых и миром Отца. Оркестр исчезает со сцены, музыку заменяет звон колоколов. Главным героем здесь уже становится Володя - это его путь к Отцу после своей физической смерти. Солдат оказывается на вокзале, где к нему начинает приставать чудак Сидор. Тот зовёт героя героя на похороны для того, чтобы чем-нибудь угоститться на них. Там то и выясняется, что это похороны отца Сидора - Гаврилы. Только на сцене нет похорон, ведь как нам уже понятно, действие происходит за пределами мира живых. В нём все покойные люди играют в салочки, причём это оказываются не просто люди, а разные поколения защитников страны: Гаврила - белогвардейский офицер, Сидор со своей сестрой Катей - красноармейцы времён Великой Отечественной Войны, вместе с ними бегает солдат царских войск, медсестра с полей Первой Мировой. Главным же среди них является Нил - священник, пришедший из Смутного времени. Герой Дмитрия Николенко с глубоким взглядом, полным мудрости, спокойствия и в то же время решительности, станет духовным наставником для Володи и даёт наставления в самый трудный момент - момент противостояния с Лукавым.
Главной задачей для героя становится раздача свечей всем ищущим надежду свет. По сути, Володя начинает нести миссию Отца, избавляющего людей от кошмаров. Но Гаврила ему говорит - нельзя, чтобы свечи достались Лукавому, который обязательно явится. И вот к герою приходит местный водитель, в котором герой опознаёт тёмную силу. Бес тут же попытается ввести героя в сомнение, заставит разувериться в то, что он делал. Герой Константина Талана в этой сцене обретает силу убедительности Верховенского и практически одерживает верх не только над героем, но и над всеми находящимися в зале. И тогда Нил даёт совет - действовать сердцем, чтобы не заставить свой разум усомниться в собственной миссии. И тогда Володя обретает силу духа, которую он передаёт повстречавшимся солдатам новой войны и благодаря которой он останавливает машину Лукавого, не давая ему больше уводить людей не в ту сторону.
В финале все герои выйдут, чтобы исполнить вместе песню, пока Лукавый будет повержено сидеть в стороне. И перед нами предстанут они - дети нашего Отца. Именно они и являются опорой, именно они победят зло, именно ими и чувствуют себя зрители в зале.



















